Вейзер - мэр, пострадавший от слухов, и его монеты

 
В первой половине семнадцатого века Цюрих был не намного крупнее, чем его современный пригород. Население города составляло около 9.000 человек, однако только около 1.500 из них по-настоящему могли называться горожанами, так как могли выражать свое мнение в вопросах политики. Это был в действительности небольшой круг людей, для которого было характерно единство, а также зависть, недовольство и клевета.

Портрет Иоганна Хенрика Вейзера, датированный 1654 годом, художник - Конрад Мейер. Масло. Швейцарский национальный музей. Цюрих (Schweizerisches Landesmuseum Zurich. http://webcollection.landesmuseen.ch / Wikipedia.)
Иоганн Хенрик Вейзер (1660-1669), избранный на пост мэра города Цюрих 28 июня 1652 года, был отлично осведомлен об этих особенностях. Ещё на заре своей карьеры, которую он начал в качестве бесплатного клерка в муниципальной службе города Цюрих, он осознал, что любой подарок, который он получает в знак благодарности от людей, стоящих в обществе ниже или наравне с ним, мог вызвать чужую зависть. Поэтому, Вейзер старался всегда иметь под рукой свидетельства, которые могли бы удостоверить его действия. С этой целью он вносил в письменные документы информацию обо всех  расходах и доходах, касающихся его должности. Сохранилось значительное количество финансовых деталей, связанных с деятельностью Вейзера. Например, есть записи о том, что он потратил 30 фунтов (что равно 600 цюрихским шиллингам или 8, 3 талера) для организации гильдии.
Особенно щекотливой темой оказывались подарки, получаемые им от высокопоставленных людей, с которыми он заключал договоры во время поездок, в качестве посла Цюриха. Несмотря на то, что это считалось обычной практикой,  они все равно могли быть расценены как взяточничество. Поэтому Вейзер был особо щепетилен в данном вопросе. Примером тому может послужить следующий случай: Вейзер получил 469 гульденов и 24 шиллинга (что равнялось 18.784 цюрихским шиллингам или 261 талеру) от жителей кантона Граубюнден (Гризон) в 1644 году. Перед этим он выступал в качестве мирового посредника в решении ссоры между городами Давос (расположенном в кантоне Граубюнден) и Гларус (расположенном в кантоне Гларус) от имени города Цюриха.
Вейзер уведомил об этом подарке официальную власть города Цюрих и сообщил, что из этих денег он потратил 169 гульденов и 24 шиллинга (что равняется 6.784 цюрихскими шиллингам или 94,2 талера) на транспортные расходы, тем самым он избавил городские власти Цюриха от необходимости выплачивать ему деньги на транспортные издержки. Единственная денежная сумма, о выплате которой ходатайствовал Вейзер, было жалованье его компаньона, который вместе с ним принимал участие в этой утомительной миссии.
Еще одним примером подарков является история о дюжине позолоченных чашек, общей стоимостью на сумму 8.640 цюрихских шиллингов или 120 талеров, которые были подарены ему викарием города Кубурга, в знак благодарности за то, что Вейзер значительно увеличил его годовой доход. Эти примеры ясно свидетельствуют о том, что в те времена дарить что-либо политикам было стандартной практикой, и пока еще не считалось взяточничеством. Такие факты могли опорочить репутацию их получателя только, если он заставлял своих подчиненных делать ему дорогостоящие подарки. В этом случае, его действия вполне могли вызвать недовольство жителей Цюриха.

В 1633 Людовик XIV принимал швейцарскую делегацию, которую возглавлял Иоганн Хенрик Вейзер. Художник Адам Франс ван дер Мейлен. Источник: Wikipedia
Как раз из-за этой склонности к предосторожностям в вопросах подарков Иоганн Хенрик Вейзер и был обвинен. Поползли слухи о его загадочном поведении во время поездки в  Париж в 1663 году для заключения договора о выплатах с Людовиком XIV. Франция фактически заставила Швейцарию заключить этот грабительский договор под угрозой экономических санкций. Тем не менее, Вейзер, будучи политическим реалистом, доказывал полезность данного шага. Его оппоненты - особенно бывшие наемники, что в свое время служили Франции - не выдвинули принципиальных возражений против договора.Но они требовали выплат задолженностей жалованья прежде, чем договор вступит в силу. Король Франции задолжал им примерно 912.933 французских франка (что равнялось 22.823.325 цюрихским шиллингам или 316.991 талеру).
Большинство членов парламента города Цюрих поддержали реалистичную политику Вейзера. Однако небольшое количество парламентариев не приняли позицию бессилия и беспомощности Цюриха, и, таким образом, были склонны выставлять  Вейзера в качестве козла отпущения. То и дело, еще до того, как договор был подписан, совет рассматривал обвинительные свидетельства горожан (довольно часто не трезвых) против мэра. Впрочем, ни одно из предъявленных обвинений так и не нашло реального подтверждения. Поэтому все клеветники выплатили штраф. К примеру, ротмистр Хижел выплатил 150 серебряных марок (что составило 15.000 цюрихских шиллингов или 208 талеров) за то, что назвал Вейзера "регентом-предателем", что фактически трактовалось как "призыв к бунту".
Необходимо отметить, что почетный дар, преподнесенный Вейзеру королем Людовиком XIV после произнесения торжественной клятвы о заключении договора выплаты, не выглядел так уж щедро. Он состоял из цепочек, почетных медалей и наличных денег на общую сумму 2.305 гульденов (что равнялось 92.200 цюрихским шиллингам или 1.281 талеру). Ценность подарков определял официально назначенный оценщик, минцмейстер Ганс Хенрик Симлер. Совет решил, что все послы могут оставить подарки себе, а кроме того, им были возмещены расходы, которые они совершили во время пребывания во Франции. Естественно, что по возвращении делегации домой, далеко не все жители Цюриха сочли подарки Вейзера легальными.

Так называемый вейзерталер, с характерным цветочным элементом на реверсе, иногда предумышленно интерпретируемом как французская королевская лилия. Музей Аллерхайлиген/Шаффхаузен (© Sturzenegger Stiftung / Museum zu Allerheiligen / Schaffhausen.)
Сплетники продолжали смаковать подробности историй о небольшом бочонке, наполненном золотом, который якобы видели среди вещей Вейзера представители таможни в городе Меллинген; и о том, что слуга Вейзера доставил из поездки во Францию  большой заплечный мешок золота. В 1669 году было санкционировано судебное разбирательство, которое полностью опровергло все эти слухи и реабилитировало  Вейзера. Однако этот факт только добавил сплетням новую силу.  Вейзер не мог больше бороться за свое честное имя, так как сразу же после суда он тяжело заболел и больше не поднялся с постели.

Цюрихский талер, перечеканенный на вейзерталере. Можно рассмотреть четкие линии первоначальной чеканки, особенно на аверсе.  Музей Аллерхайлиген/Шаффхаузен (© Sturzenegger Stiftung / Museum zu Allerheiligen / Schaffhausen.)
Те, кто не может выступить в свое оправдание, оказываются идеальными козлами отпущения. Поэтому именно Вейзер был единогласно признан простыми горожанами ответственным за заключение грабительского для Швейцарии договора с Людовиком XIV. Когда жители Цюриха осознали, что заключенный договор не обеспечивает даже минимальные преимущества, их недовольство возросло и вылилось в персональную неприязнь к Вейзеру. Очевидным доказательством тому служит перечеканка вейзерталеров; новые  монеты были набиты поверх еще не отслуживших свой срок старых монет, которые были отчеканены в 1660 году по приказу мэра Вейзера и казначея Шнибергера. Люди сочли, что небольшое цветочное украшение на реверсе старой монеты символизирует французскую королевскую лилию. Из чего злопыхтели сделали вывод о том, что Вейзер продемонстрировал свою солидарность французской короне еще в 1660 году. Граждане начали повсеместно отказываться от использования вейзерталеров, и правительство было вынуждено изъять из обращения и перечеканить эти монеты.
Маленький бочонок вейзерталлеров избежал этой участи, чудом сохранившись в городском казначействе, где, вероятно, был забыт.  В 1798 году французские солдаты обнаружили этот бочонок, изъяли его и пустили монеты в обращение. Поэтому лишь крайне редкие монеты времен пострадавшего от слухов мэра Вейзера сохранились до наших дней.
Заметка недели журнала "CoinsWeekly"
Перевод на русский: Алёна Харук.
Специально для Ay.by
COINSMAKER редактировал сообщение 20 февраля 2013
Как выглядели другие монеты Иоганна Хенрика Вейзера? Хоть бы для ознакомления показали бы еще парочку в дополнение к этим.
Очень познавательно.Спасибо.
Пройдите авторизацию, чтобы написать сообщение