Во второй половине XIX в. во Франции появилось большое количество бонапартистских жетонов, среди которых выделяется небольшая группа "монет" претендентов на французский трон - Наполеона II и Наполеона IV.
Сын Наполеона Бонапарта Жезеф, называемый бонапартис-тами Наполеоном II, в детстве был провозглашен Римским королем, а после второго отречения своего отца в июне 1815 г. даже императором Франции. Но Наполеон II никогда не правил и до самой своей смерти в 1832 году жил во владениях деда - австрийского императора.
Все "монеты" Наполеона II появились позднее, в годы Второй империи, с целью показать преемственность династии. Известны "монеты" номиналом 1, 2, 5, 10 сантимов в бронзе и 1/4, 1/2, 1, 2, 5 франков в серебре. Вся серия датирована 1816 г.
После провозглашения республики во Франции в 1870 г. реакционеры, напуганные событиями Парижской коммуны, взяли курс на восстановление монархии.
Партия бонапартистов усиливалась с каждым годов и была уверена в скором приходе к власти. Как претендент на трон выдвигался сын Наполеона III Франсуа-Наполеон, от имени которого (как Наполеона IV) поспешили выпустить монетовидные жетоны 10 сантимов в бронзе, 20 сантимов, 1, 2, 5 франков 1874 г. в серебре и 5 франков 1870 г. также серебряных.
Но, чтобы французы признали принца подлинным Бонапартом, ему не хватало военной славы. Вдовствующая императрица Евгения - мать принца и королева Виктория, приютившая семью Наполеона III, отправили в 1879 году Франсуа-Наполеона в Южную Африку, где шла война с зулусами. Казалось, там Наполеон IV легко сможет приобрести необходимую военную славу. Но в одной из случайных стычек принц был убит. Удар зулусского копья сорвал планы бонапартистов и заметно изменил политику многих европейских кабинетов, ориентировавшихся на возможность восстановления империи во франции.
А "монеты" Наполеона IV остались лишь, как свидетельство тогдашней политической ситуации и как напоминание о храбром сопротивлении африканцев колонизаторам.
1. Chester L. Krause, Cliliord Mishler. Standard Catalog of World Coins. -- 1986, p. 666.
Канадские монеты со знаками азбуки Морзе
В конце второй мировой войны, когда советские войска наносили вермахту удар за ударом и было ясно, что дни гитлеровского "Тысячелетнего рейха" сочтены, в Канаде были выпущены монеты особого образца: чеканенные в томпаке или стали с датами 1943--1945 гг. Кроме того, что это первые юбилейные монеты, посвященные победе над фашизмом, они имеют еще одну интересную особенность - вместо декоративных точек по ободку монеты размещены точки и тире - буквы азбуки Морзе.
Лицевая сторона монет имеет обычное для английских владений оформление -- портрет короля Георга VI с круговой надписью: GEORGIYS VI D:G:REX ЕТ IHD: IMP--"Георг VI божьей милостью король и император Индии".
На оборотной стороне - в центре зажженный факел, за которым крупный значок V -- латинская цифра 5 и одновременно начальная буква слова victory-"победа". Сверху - название страны Canada, внизу, между кленовых листьев, - обозначе-ние номинала cents.
Помещенная по ободку монеты "морзянка" составляет лозунг: We win when we work willingly-- "Мы побеждаем, когда мы работаем охотно". (1) Таких пятицентовиков было отчеканено довольно много: в томпаке с датой 1943 -- 24,760,256 экз., в стали с датой 1944 -- 11,532,784 экз., 1945 -- 18,893,216 экз.
1. Dr. Peter Hammer. Kanadische Munzen mit Morsesignalen. "Sammler exp-ress 5'87". Transpress. Verlagspostamt. Berlin.
2. Chester L. Krause and Cliilord Mishler. Standard Catalog of World Coins. -- 1980, p. 216.
Марианна, сеющая против ветра
Марианна - символ Французской республики -- появилась на монетах еще в 1897 г. Коллекционеры сразу же заметили, что Марианна, о ужас, сеет против ветра. Но нашлись и за-щитники Марианны. "Вы не понимаете, что она сеет великие идеи свободы... вопреки противным ветрам!" -- отвечали они возмущенным противникам (1).
Изображение сеющей Марианны можно увидеть и на совре-менных французских монетах 1/2, 1, 2 и 5 франков (2).
1. Гросс О., Грыжевский К. Путешествие в мире марок.-- М.: Прогресс, 1977, с. 59.
2. Chester L. Krause and Clifford Mi shier. Standard Catalog ot World Corns.-- 1980, p. 508--519.
Шляпа дядюшки Поля
После начала в 1899 г. англо-бурской войны, президент бурской южно-африканской республики Трансвааль Пауль Крюгер (1825--1904 гг.) направился в Европу, рассчитывая получить поддержку против Англии. Посетив ряд стран, старик президент заслужил прозвище "дядюшка Поль", но никакой реальной помощи не добился.
"Ни один народ не получал так много выражений сочувствия на словах и так мало практической поддержки на деле, как буры" -- сказал в своей первой речи в парламенте Уинстон Черчиль, тогда еще только начинающий политик (1).
В то время появилась мода на изготовление "бурских" жетонов из монет Трансвааля, имевших на одной из сторон профиль бородача Крюгера. Портрет перегравировывался в "настоящего бура", образ которого рисовали тогдашние газеты и журналы - добавлялась широкополая шляпа и большая курительная трубка. Чаще всего использовались серебряные 2,5 и 1-шиллинговые монеты, реже -- 6-ти и 3-х пенсовики.
Большое количество южноафриканских монет с подгравировками, отверстиями или напаянными ушками осталось в нумизматических коллекциях, как свидетельство былой симпатии делу буров.
Пожалуй, единственной страной, пытавшейся оказать поддержку бурским республикам, была Россия. Однако, в феврале 1900 г. Германия и Франция отказались поддержать попытку России организовать вмешательство держав в целях прекращения англо-бурской войны. Но сочувствие бурам было настолько сильным, что вызвало волну добровольцев из Москвы, привисленских губерний и с Кавказа, отправившихся в Южную Африку сражаться или ухаживать за ранеными.
1. Грухановский В. Г. У. Черчиль. Политическая биография.-- М.: Мысль, 1968 г.
Полуосьмаки принца
Станислав Понятовский, племянник последнего польского короля Станислава-Августа, отличался деловой хваткой и умелым хозяйствованием в своих имениях. Одна из сделок покупка в 1775--1776 гг. города Канева у пожизненного его держателя Яна Потоцкого - потребовала от принца не только коммерческого размаха, но и нумизматических знаний.
Историк Мариан Брандыс так описывает этот случай: "Через какое-то время Потоцкий спохватился, что продешевил с Каневым, и хотел расторгнуть сделку, сославшись на устарелую статью, по которой плата должна быть ему вручена "полуосьмаками", которых уже давно не было в обращении. Но энергичный князь с блеском выпутался из создавшегося положения: он послал своих людей на голландский монетный двор и приказал выбить там на нужную сумму "полуосьмаков", которую ошеломленный Потоцкий должен был принять".
Счетное понятие "осьмак", появившееся в XVI в., было синонимом польского гроша, равнявшегося восьми денариям (пенязям). Полугрош (т. е. "полуосьмак") был небольшой сереб-ряной монетой весом 1,58 - 0,96 г., 500-й - 375-й пробы. На лицевой стороне - польский герб - белый орел, и круговая надпись: МОНЕТА I + ALBERTI - "монета Яна-Ольбрахта" (имя короля, конечно, могло быть другим). На оборотной стороне - в центре корона, вокруг нее надпись: REGNI POLONIE- "королевство Польша".
1. Мариан Брандыс. Исторические повести. М,: Прогресс, 1975, с. 55.
2. Рябцевич В. Н. О чем рассказывают монеты. Минск: Народная асвита, 1977, с. 110-112.
Одной из нумизматических загадок прошлого Средней Азии было использование в восточной части Бухарского эмирата ста-рой медной российской монеты 1730-х 1840-х годов чеканки. Ее обращение продолжалось даже в начале XX в., а количество было так велико, что местные мастера часто использовали монеты, как сырье для изготовления медной посуды. А. один из правителей Бельджуна в середине XIX в. приказал отлить из наиболее крупных монет пушки.
Местные жители считали эти монеты исконно своими, появившимися "еще при Чингисхане" и называли медяки, в зависимости от размера, "Назар-бай", "Ходжи-Кабири" и др.
Шестнадцать таких монет, независимо от номинала, соответствовали одной бухарской теньге.
Нумизматов давно интересовал вопрос о появлении таких масс русской меди в бекствах Восточной Бухары. Первые попытки разгадать эту загадку делались еще в 1890-х годах.
Последние исследования определили возможные пути проникновения русских монет в эту отдаленную горную область.
В конце правления Екатерины II в район Куляба из России переселилась одна из раскольничьих сект, члены которой могли принести русские медяки.
В процессе торговли русские монеты, попавшие в эмират, могли "втягиваться" в области, где они признавались как деньги. Местные правители даже давали специальные поручения купцам о подборе монет для нужд торговли. И, конечно же, не оставались в стороне и фальшивомонетчики, активно действовавшие в Восточной Бухаре.
1. Бендерский Н. А. Нумизматическая загадка//Туркестанские ведомос-ти No 20, 1906, 2 февраля.
2. Юсупов Ш. Из истории появления русских монет в Восточной Бухаре// Прошлое Средней Азии (археология, нумизматика и эпиграфика, этногра-фия).-- Душанбе: Догиш, 1987.
Источники: Сборник Московского нумизматического общества No 2, 1992 г.
Автор: Зверев С. В.
Все разделы